Сенсорная интеграция дома – создаем увлекательный мир ощущений сами!

Сенсорная интеграция дома – создаем увлекательный мир ощущений сами!

Уважаемые родители, хочется поделиться с вами рекомендациями по использованию такого эффективного доступного и увлекательного метода, активно применяющегося психологами, как сенсорная интеграция.

            Сенсорная интеграция — это комплексный метод работы для развития ребенка - преимущественно дошкольного возраста, - основным принципом которого является воздействие сразу на несколько анализаторных систем. Данный метод применяется для активации подкорковых структур головного мозга.

Универсальность метода в том, что он не имеет возрастных ограничений, т. е. подходит даже для самых маленьких, используется с неречевыми детьми, при задержках развития, а также при нарушениях аутистического спектра.

            Всем известно, что у человека существует 5 органов чувств:

 

  • Глаза
  • Нос
  • Уши
  • Кожа
  • Язык

 

Стимуляция каждой из этих систем влечет за собой адекватное восприятие окружающего мира, своего положения в нем, а также собственного организма.

            Нельзя недооценивать роль каждого сенсорного канала: все, что дано природой, требует активации и развития — именно тогда восприятие становится целостным, психика гармонично развитой, а тело нам служит максимально эффективно.

            Остановимся подробнее на способах развития каждой из перечисленных сенсорных систем. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, ведь все, что нас окружает, служит так или иначе «раздражителем» одной, а то и нескольких систем сенсорного восприятия сразу.

            Наши бабушки и прабабушки, не обладая специальными знаниями в области нейропсихологии и психологии детского развития, тем не менее, воспитывали нас правильно - используя опыт своих мам и бабушек, а где-то и доверяя собственной интуиции. А значит, материалы, которые они использовали, были вполне доступными.

Что уж говорить о современном мире психологической компетентности, развитых торгово-экономических отношений с его многообразием игрушек, стимулирующего материала.

Простой пример: пойдите с ребенком в лес, парк, осмотритесь вокруг: пролетает птичка — обратите внимание ребенка на ее движение (зрительное прослеживание), комментируйте, как она движется (полетела вверх-вниз, влево - вправо), какого она цвета, что это за птица — таким образом, активизируя слуховую систему ребенка, вы также даете ему базовые знания об окружающем мире, закрепляете пространственные представления. Идем дальше — видим одуванчик, сорвали, понюхали, прокомментировали внешний вид цветка, его цвет, запах, движемся далее: пошел дождик, наша кожа чувствует прохладу, мокрые капли, обязательно объясняйте ребенку, что происходит, спрашивайте, что он чувствует при этом. В летнее время года можно походить босиком по чистой поверхности: по травке, песочку и т. д., комментируя тактильные ощущения.

            Таким образом, самая простая прогулка может оказаться настоящим путешествием в мир многообразия ощущений. Побольше творчества, ведь вокруг столько разных, совершенно доступных и неспецифических стимулов, которые подарила нам природа. Учите замечать ребенка эти проявления окружающей среды, познавайте с ребенком сами то, на что никогда не обращали внимание до этого.

            Нельзя недооценивать важность телесного контакта матери с ребенком.

Но и он может не ограничиваться лишь объятиями и поглаживаниями. Очень полезным будут различные массажи с добавлением игрового компонента:

ребенок лежит на животе, вы аккуратно, полыми ладошками нажимаете на его тело, поднимаясь снизу вверх, избегая коленные суставы:
- идет медведь , потоптался по ножкам... (имя ребенка), поднимается вверх по попке, по спинке, по лопаточкам, по плечикам, потоптался и пошел обратно к себе в лес (спускаемся, комментируя части тела, по которым идет «медведь»).

Изменив силу и скорость нажатия, выражение голоса, продолжаем:
- пришла хитрая лисичка, побежала вверх по ножкам, по попке и т. д., спустилась вниз, хвостиком махая (заменяем нажатия полыми ладошками на легкие касательные движения).

Больше фантазии: в гости может прийти курочка, прискакать зайчик и т. д. Перед вами простор для творчества. А когда вы видите, что ребенку интересно, как он улыбается, то все это только стимулирует и окунает вас в атмосферу близости, игры и доверия с ребенком, такую важную для адекватного формирования самых разных аспектов психики ребенка, ведь вы, тем самым, закладываете базу для дальнейшего развития взаимодействия своего чада с окружающим миром во всем его многообразии. Т. е. такие простые незамысловатые игры - это гораздо больше, чем просто активация органов чувств у ребенка: и с точки зрения развития головного мозга, и с точки зрения развития его психики; все это - закладка фундамента в формировании его отношений с окружающей действительностью.

            Игра «ветерок»:

Предлагается взять перышко или вырезать несколько самолетиков из цветной бумаги разных цветов (совместная деятельность с ребенком), положить их на поверхность и, делая вдох через нос, выдыхать на предметы таким образом, чтобы они слетели с поверхности. В рамках игры задаем программу: «ветер дует сильно-сильно», тогда ребенок делает глубокий вдох и с силой выдыхает на перышко, или, наоборот, : «подул слааабенький ветерочек на красный самолетик», ребенок после вдоха через нос легонько выдыхает, при этом сохраняя заданную программу, стимулируя тем самым концентрацию произвольного внимания (красный самолетик «улетает»).

            Игра «мешочки»:

В настоящее время многообразие производителей товаров для детей позволяет окунуться в мир сенсорной интеграции целиком и полностью. Но и без специального оборудования и игрушек можно обойтись, надо лишь подключить фантазию и найти время для изготовления материала для совместных игр с ребенком.

Возьмите старые носки (без дыр), сделайте из них мешочки разных размеров, куда затем насыпьте крупу (в каждый мешочек разную): пшено, гречка, рис, горох.

Наша задача, чтобы получилось несколько мешочков разной массы. Стимульный материал готов! Играйте с ребенком в игру с мешочками по принципу «что легче, что тяжелее?», можно включить весы в игру, тем самым дополнив ее контролем точности собственных ощущений. Впоследствии эти мешочки используйте для их подкидывания и ловли (развитие мелкой моторики пальцев, зрительного прослеживания, сенсомоторных отношений "глаз- рука" и т.д.).

            Не забываем и про крупную моторику, ведь самое важное для гармоничного развития в дошкольном возрасте, это игровая и двигательная активность.

Можно использовать покупной инвентарь или сделать его самому: вырезать из материалов различной поверхности круги- квадраты таких размеров, чтобы туда помещались ступни ребенка. Это может быть меховая поверхность, поролон, имитация травы, жесткая поверхность, мешочек с крупой внутри и т. д. Затем сшить их между собой, сделав тактильную дорожку. И ходить по ней с ребенком, развивая тактильные ощущения, насыщая этими ощущениями тело. Получение сигналов из внешнего мира, их обработка и правильная интерпретация являются основой для гармоничной познавательной деятельности маленького человека, начинающего свой большой путь. Продолжить дорожку можно протянув канат от ее последней составляющей до мягкого домашнего коврика. По канату надо идти, соблюдая равновесие, стараясь не наступать на пол. После того, как ребенок прошел по канату, он должен потоптаться на мягком коврике. Все комментируем вместе с ребенком, интересуемся его ощущениями, включаем игровую мотивацию в процесс. Вся совокупность таких, казалось бы, доступных источников тактильных ощущений самым положительным образом сказывается на общем развитии ребенка.

            Существуют также массажеры, например, насаженные на продолговатую основу деревянные колеса (они могут быть гладкими или шершавыми, с небольшими шипами), подобно счетам, по которым можно водить ступнями, крутя «колесики», вставать на них полностью или использовать для рук, насыщая тактильными ощущениями поверхность ладошек. Для стимуляции ладошек и ступней используются также массажные мячики, делается массаж пальчиков суджоками (специальные массажные пружинки), вручную.

            Даже грудное вскармливание является первым сенсорным «тренажером», не говоря уже о пользе материнского молока, с точки зрения питательности и развития иммунитета у ребенка.

            Разумеется, могут быть различные медицинские противопоказания, и об этом стоит побеспокоиться, прежде чем начинать сенсорную интеграцию в домашних условиях.

Дыхательные и глазодвигательные упражнения противопоказаны для детей с эпилепсией, поэтому обязательно сделайте ребенку электроэнцефалографию (ЭЭГ) перед тем, как начинать какие-либо упражнения. Могут быть проблемы с сосудами, которые являются противопоказанием для различных видов массажа. Ко всему надо подходить комплексно и разумно, это без сомнения. Но даже если и есть какие-то противопоказания, все равно перед нами огромный необъятный мир целой палитры ощущений, который можно открывать для себя каждый день, ведь это так доступно и интересно! Успехов вам, дорогие родители!

Автор статьи клинический психолог Строкова А.С.

Контакты
Московская область,
г.Раменское,
ул. Крымская, 12, оф.19.
Tel +7(968) 379-60-66
Email you@happy-person.ru
Свежие комментарии