Почему ребенок не может найти друзей

Почему ребенок не может найти друзей

Как минимум треть запросов к детскому психологу связано с проблемой взаимоотношений со сверстниками у ребенка.

Ребенок не может найти друзей. Это может быть по причине робости. Неуверенности в себе. По причине плохих или, наоборот, отличных оценок. В начальной школе успеваемость влияет на статус ученика в классе. Бывают другие причины. Когда ребенок не умеет контролировать свои эмоции. Когда обижается на кого-то и выражает это достаточно агрессивно…

Причин может быть много.

Чаще проблема обнаруживается, когда ребенок входит в детский коллектив.

К примеру, пришел ребенок в детский сад и не может там адаптироваться. Его обижают другие дети. Он ни с кем не дружит, и не хочет идти в этот «дурацкий детский сад». Что в этом случае делать? В этом возрасте дружба – это совместная игра. Причины могут быть разными. Это может быть неуверенность в себе. Робость и замкнутость. Неумение заметить партнера по игре. Игнорирование правил игры. Стремление самому быть везде главным, устанавливать свои правила.  В зависимости от причины нужно и действовать.

Если у ребенка робость, неуверенность в себе, если он тревожен, можно посоветовать родителям:

  • Чаще хвалить своего ребенка. Отмечать даже самые маленькие победы и достижения. Не бойтесь «перехвалить». Ребенок должен чувствовать принятие со стороны семьи. Даже если что-то не получается, верить, что у него это обязательно получится.
  • Разговаривайте со своим ребенком о его интересах. Отвечайте на многочисленные вопросы. Что, зачем и как это работает. Этим Вы дадите ему понять, что его мнение важно! Что его интересы значимы и увлекательны. Вы слышите его.
  • Телесный контакт – важный инструмент. Важны объятия и поцелуи.  Полезно делать расслабляющий массаж, гладить ребенка. Рекомендуема  песочная терапия, арт-терапия . Эти методы помогают снимать напряжение, тревожность, зажатость.
  • Если в Вашем жизни были ситуации неуверенности. И Вы преодолевали их. Поговорите об этом опыте с ребенком. Расскажите о том, что всем бывает иногда страшно. Всем трудно бывает подойти и познакомиться.  Попросить что-то у другого. Расскажите о том, что Вам помогло с этим справиться.
  • Можно в игре воспроизвести с ребенком ситуации, когда он может чувствовать себя неуверенно. Хорошо, когда с течением времени к этой игре присоединяться и другие дети. Организовать такую игру может взрослый. Но главными действующими лицами будут управлять именно дети. Например, игра может быть про то, как игрушечный слоненок отвечает другим игрушкам, если его называют только по фамилии. Или когда герою надо попросить присоединиться к игре. Проигрывание таких ситуаций положительно влияет и на ситуацию в реальности. Именно на этом принципе работают группы "Учимся общаться".

Данная проблема имеет другую сторону - чрезмерная уверенность.

Если же проблемы с общением связаны с тем, что ребенок, наоборот, чувствует себя настолько уверенно в детском коллективе, что фактически не замечает других, тогда, как правило, тоже возникают проблемы с тем, чтобы найти друга. Тогда ребенку сложно помнить о том, что другие тоже могут что-то хотеть, и это надо учитывать.

В этом случае полезно в процессе самой игры, совместной деятельности с другими детьми, помогать ребенку осознавать свои границы. «Слышать» других детей.  Ждать своей очереди. Будут полезны групповые занятия . В процессе взаимодействия ребенок будет учиться навыкам общения. Ощущать свои и чужие границы. Можно говорить о чувствах самого ребенка. Возвращать его к чувствам других детей в той же ситуации. Бывает полезна сказкотерапия. Где аналогичные ситуации воспроизводятся и разворачиваются.

Но самое важное в этом случае – в реальных ситуациях освоить, как правильно общаться. Как отвечать на обиды не агрессивно, какие есть еще способы. Обучить ребенка базовым навыкам саморегуляции, способам ответа на обидные высказывания других ребят.

Отсутствие границ у ребенка бывает и при общении со взрослыми. Например: с воспитателями, с учителями в школе, и даже с родителями. Тогда очень важно взрослым установить определенные границы в общении с ребенком. Четко разграничить, что можно делать и говорить по отношению к другому человеку, а что нельзя. И самим не забывать о данной договоренности с ребенком! Последовательность – залог успеха при обучении ребенка чувствовать свои и чужие границы.

Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.