Основные терапевтические школы. Какая лучше? Как понять, к какому терапевту пойти?

Основные терапевтические школы. Какая лучше? Как понять, к какому терапевту пойти?

  Сегодня мы поговорим о психотерапевтических школах.

Каждый психотерапевт , помимо медицинского или психологического образования, получает также дополнительное терапевтическое образование в рамках какого-либо психотерапевтического подхода.

Вы, конечно, слышали о таких психотерапевтических школах, как психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальный подход, понимающая, когнитивно-бихевиоральная психотерапия и т.д. Каждый из этих подходов основывается на фундаментальной теоретической концепции, где по-разному рассматриваются причины и варианты помощи при различных расстройствах и жизненных ситуациях. Интересно, что при оценке эффективности терапии ни одна из существующих школ особенно не выделяется. Другими словами, не так важно, к какой школе принадлежит психотерапевт, эффективность помощи зависит от других критериев. Например, важно, чтобы Вы чувствовали себя, в целом, комфортно при работе с терапевтом. Важны доверительные, безоценочные отношения, ощущение уважения к Вам и Вашему образу жизни. Важно, чтобы терапевт не навязывал Вам свое мнение относительно событий в Вашей жизни и способов преодоления ситуации. При выборе терапевта также можно обратить внимание на отзывы о специалисте от знакомых или в интернете. Также на его образование , участие в конференциях и семинарах, членство в профессиональных ассоциациях. Хорошо, если терапевт постоянно совершенствуется, делится опытом, активно участвует в терапевтическом сообществе, проходит супервизии.
Если кратко обозначить особенности каждого психотерапевтического подхода, логично начать с психоанализа, поскольку он первым появился на психотерапевтической сцене.

Основная идея психоанализа – это предположение о значимости детских переживаний в последующей взрослой жизни. Эти детские переживания могут храниться в бессознательном, то есть могут быть скрыты от фокуса нашего внимания. Задача психотерапевта – помочь клиенту осознать скрытые переживания и то, как они влияют на его сегодняшнюю жизнь. Когнитивно-бихевиоральная терапия направлена на помощь в осознании и изменении нелогичных, нецелесообразных убеждений, поведенческих паттернов. В основе экзистенциальной и логотерапии лежит идея о важности базовых жизненных ценностей, которые в процессе психотерапии человек осознает, осмысляет, и выстраивает свою жизнь в соответствии с принятым выбором. Понимающая психотерапия,  как и другие виды личностно-центрированного подхода,  ставит своей целью помочь клиенту рассмотреть сложившуюся проблему в контексте всего его жизненного опыта, поддержать процесс переживания критической ситуации. Гештальт-терапия также строится на предположении значимости переживания непосредственного опыта человека, его наблюдении и осмыслении. В основе символдрамы лежит метод работы с клиентом через воображение, задается определенная тема (мотив), и человек фантазирует на эту тему, наполняя ее содержанием из собственной жизни. С помощью метафор, подсказанных воображением, клиент узнает про себя много нового, а процесс казалось бы невинного фантазирования приводит к ощутимым изменениям в жизни. Психодрама основана на методе Я. Морено, и заключается в проигрывании драматической ситуации, как будто в театре.

Отдельным особняком стоит семейная системная психотерапия , потому что это терапия не отдельной личности, а семьи как целостного организма со своими правилами взаимодействия. Принцип системности определяет работу с семьей как с целым, соответственно, меняя взаимодействия в системе, меняются и ее части, то есть конкретные члены семьи. Предполагается, что многие казалось бы индивидуальные выборы связаны с взаимодействиями внутри семьи .
Резюмируя вышесказанное, психотерапевтические подходы – это, говоря простым языком, теоретическая концепция и методы, в рамках которых работает данный конкретный специалист. Это интересно знать, но на эффективность процесса это не влияет. Прежде всего, нужно обращать внимания на свои ощущения от терапии, и если что-то не устраивает, есть ощущения дискомфорта, можно и нужно обсудить это с терапевтом вне зависимости от того, к какой школе он принадлежит.

Автор статьи психотерапевт Строкова С.С.

Комментарии:

Обсуждение закрыто.