Нейропсихолог для детей с нарушениями слуха поможет детям скомпенсировать особенности развития и стать более успешными как в личностном, так и в инструментальном плане.
Мы уже говорили о том, что нейрокоррекционная работа детям с проблемами слуха нужна обязательно. И сегодня мы решили спросить у Екатерины Смирновой , нейропсихолога, сурдопсихолога о том, как строится и на каких принципах основывается работа со слабослышащими детьми .
Особенности развития детей с нарушениями слуха
Во-первых, важно сказать, что все дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих. И развитие познавательной деятельности, а также личности у глухих и слабослышащих людей - отличаются.
Процесс развития познавательных способностей ребенка берет свое начало с ощущений и восприятия. Так как у детей с нарушениями слуха имеется потеря (или имеется дефицитарность у слабослышащих) слуховых ощущений и восприятия, на первый план "выходят" зрительные ощущения.
Именно зрительный анализатор у глухого и слабослышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира и в овладении речью.
Почему дети с нарушением слуха быстро утомляются?
Зрительный анализатор в данном случае воспринимает большинство стимулов извне. И в связи с этим организм глухого (слабослышащего) ребенка быстро утомляется. Отсюда и усталость, быстрая истощаемость, снижается концентрация внимания.
Поэтому, зная особенности в развитии высших психических функций мозга у глухих (слабослышащих) детей, можно выстроить грамотную коррекционную работу.
Особенности координации и моторики у детей с нарушениями слуха
Нейропсихологи отмечают взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов. Это характерно для всех людей.
Благодаря слуховому анализатору мы получаем обратную связь о своих движениях.
У глухих и слабослышащих детей отсутствие слуха (полное или частичное) напрямую влияет на движения тела. У таких деток имеет место неуклюжесть, трудности координации.
Причина заключается в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Скорее всего, поэтому таким деткам тяжелее даются те спортивные дисциплины, которые требуют устного контроля и значительной координации/равновесия.
Особенности учебной деятельности у детей с нарушениями слуха
В учебной деятельности мы зачастую наблюдаем у глухих и слабослышащих деток быструю истощаемость. Это может быть связано с перегрузкой зрительного анализатора, о чем мы говорили выше.
Слабослышащие и глухие дети могут испытывать трудности с удержанием и концентрацией внимания. Особенно ярко становится это заметно родителям в учебной деятельности.
Также могут наблюдаться проблемы с моторикой и эмоциональной сферой. Проблемы с моторикой и координацией мы уже обсуждали. А вот проблемы, связанные с эмоциональной сферой - это отдельная тема, которая требует пристального внимания.
Детям с нарушениями слуха нужно каким-то образом принять эту информацию о себе, научиться себя презентовать как в мире слышащих, так и в мире слабослышащих людей. Как ребенок будет относиться к своей особенности? Как окружающие будут реагировать на непохожесть слабослышащего ребенка? Сможет ли ребенок найти друзей среди своих сверстников?
С этим могут возникать периодически проблемы. Поэтому консультация с сурдопсихологом часто бывает нелишней при воспитании ребенка с нарушениями слуха.
Как строится нейрокоррекционная работа с ребенком с нарушениями слуха
Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми призвана помочь сформировать им новые нейронные связи. Речь идет о связях в тех зонах головного мозга, которые дефицитарны, то есть испытывают дефицит из-за недостатка слуховых ощущений.
Еще одна цель нейрокоррекционной работы с детьми с нарушениями слуха - сформировать компенсаторные механизмы работы головного мозга там, где формирование новых нейронных связей затруднено.
Занятия с нейропсихологом включают в себя различные игры и упражнения, которые направлены на стимулирование различных зон мозга, которые больше всего требуют внимания.
Результаты занятий с нейропсихологом
В результате занятий с нейропсихологом могут значительно повыситься успешность и адаптивность ребенка с нарушениями слуха.
Благодаря занятиям у ребенка повышаются показатели памяти, внимания. Утомляемость, истощаемость организма становится меньше. Ребенок начинает выдерживать большие нагрузки, в том числе, в учебной деятельности. Как следствие, растет самооценка ребенка , его успеваемость в школе, возможность лучше адаптироваться к коллективу.
Поэтому занятия с нейропсихологом не просто полезны, но очень нужны детям с нарушениями слуха.