Как мы, психологи, работаем с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение?
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от желательной нормы, которое ребенок проявляет систематически. Например, школьные прогулы, воровство , агрессивное и самоповреждающее поведение, аддикции и проч. Все эти проявления у подростка могут говорить о его глубокой неудовлетворенности чем-то в жизни. О том, что одна или несколько важных потребностей у него неудовлетворены.
Пирамида потребностей, которую еще в прошлом веке составил Абрахам Маслоу, конечно, имеет свои ограничения, но зато в простой форме дает представление об основных потребностях человека. Она нам поможет получить представление об основных потребностях, которые могут быть неудовлетворены у ребенка или подростка и в качестве негативной реакции на эту неудовлетворенность приводить к социально нежелательному поведению.
Физиологические потребности
Итак, каждый среднестатистический человек имеет условно 5 групп потребностей.
Первый блок потребностей – это потребности физиологические, например, потребность в еде, сне, тепле и проч. Считается, что только при условии удовлетворения первой ступени пирамиды человек начинает думать об удовлетворении потребностей более высокого уровня. Это не всегда так. Например, геймер, играющий в компьютерную игру может забыть о еде, сне и даже о том, что ему нужно в туалет, удовлетворяя свою потребность в самореализации в игре. Однако в какой-то момент ему все равно приходится вспомнить о потребностях первой ступени, так устроен наш организм. Без этого бы мы вымерли.
Как правило, у большинства детей и подростков в наше время физиологические потребности более или менее удовлетворены. Первое, что родители пытаются обеспечить ребенку – это удовлетворение его физиологических потребностей, иногда даже в ущерб удовлетворению остальных потребностей. Потому что физиологические потребности – это самое заметное, то, на что все вокруг обращают внимание и оценивают возможность родителя быть родителем. Более того, сам ребенок или подросток может отследить у себя неудовлетворенность этой потребности.
И это нормально в нашем обществе сообщать о том, что необходимо что-то сделать для удовлетворения физиологической потребности. Мы не стесняемся подойти к родителю, как правило, и сказать: «Мама, я хочу есть», или «Я хочу спать», «Я хочу в туалет». И нам достаточно легко определить, что мы хотим: есть, спать или в туалет, мы не путаем жажду с желанием сходить в туалет. Поэтому с этим блоком потребностей легче всего. Если физиологические потребности ребенка не удовлетворяются, об этом начинают заботиться службы опеки.
Потребность в безопасности
Следующая ступень пирамиды – потребность в безопасности. Потребность в том, чтобы не было насилия в твою сторону. Здесь уже сложнее. Немалый процент детей и подростков, которые обращаются к психологу (чаще всего не по своей инициативе) и которые проявляют девиантное поведение, имеют проблемы с удовлетворением этой потребности.
Конечно, небезопасно ребенок может чувствовать себя дома. Некоторые родители до сих пор используют телесные наказания или могут эмоционально унижать и ранить ребенка.
Но часто чувство небезопасности может быть связано и со школой. Где могут обижать и издеваться одноклассники или другие дети. Но также это чувство может быть связано с учителями. Об этом не принято говорить, но в наше время достаточно остро стоит вопрос об эмоциональном насилии со стороны учителя, что может приводить к чувству небезопасности у ребенка, и, как следствие, снижению успеваемости, прогулам, грубому и конфликтному поведению . Учителя могут позволять себе уничижающие комментарии в сторону неугодного ученика при всем классе, могут кричать, ставить оценки за поведение, а не за учебу. Не у каждого подростка хватает внутренней силы и выдержки социально приемлемыми способами реагировать на такое обращение. И в качестве протеста такому отношению он может проявлять социально нежелательное поведение.
Чтобы определить, удовлетворена ли эта потребность у человека, нужно понять, есть ли у него тревога . Тревожность как качество личности зависит от врожденного темперамента человека. Но если человек переживает небезопасность в какой-то из сфер своей жизни, тревога может возрастать. И может стать для нас маркером неудовлетворенной потребности в безопасности. Если мы понимаем, что у подростка или ребенка неудовлетворена эта потребность, мы начинаем работать с ней. Обсуждаем возможные способы почувствовать себя более спокойно. Что можно изменить в сложившейся ситуации.
В данном случае важно взаимодействие с родителями ребенка и другими службами (например, учитель, школьная администрация, школьный психолог).
Потребность в любви
Третий блок потребностей связан с потребностью в любви, принятии со стороны референтной группы. Первая социальная группа, принадлежность к которой, как правило, испытывает ребенок – это семья. Именно с семейной идентичности начинается формирование остальных видов идентичности, включая личностную. И если ребенок или подросток не чувствует принятия со стороны семьи, не чувствует свою принадлежность к семье, он может переживать это как нелюбовь, несмотря на то, что формально он входит в семейную группу.
В результате такому ребенку или подростку сложно влиться в другие социальные группы, выстраивать дружеские и романтические отношения.
Он может все время ощущать свою уязвимость, недостаточную «хорошесть» для других. Он может в этом случае стараться «купить» друзей, угощать всех и вся, позволять манипулировать собой и использовать себя, чтобы другим с ним было удобно и приятно, чтобы не потерять чувство принадлежности к этой группе.
Неудовлетворенность потребности в любви и принятии мы можем ощущать как чувство одиночества. Если ребенок или подросток говорит об одиночестве, тогда важно поговорить с ним о его отношениях с родителями, с семьей, а в подростковом возрасте - также об отношениях с важными для него сверстниками. И, соответственно, поддержать его надежду на восстановление этих отношений, обсуждение стратегий, как этого можно достичь.
Потребность в признании
Четвертый блок потребностей также связан с отношениями с людьми. Но в данном случае мы говорим не столько о чувстве принятости в группу, сколько об ощущении уважения со стороны ее членов. В приводимом мною ранее примере о ребенке, который угощает всю группу и старается «купить» друзей, он может в какой-то момент почувствовать себя принятым в группу. Потому что с ним выгодно «дружить». Но при этом чувство, что его ценят, уважают, к нему тянутся люди в этой группе – может не появиться.
Человеку важно не только объединиться с какой-то группой людей, но также почувствовать, что его в ней ценят, признают его уникальную важность. Тогда может появляться чувство собственной никчемности, неприкаянности.
Что может помочь в этом случае? Подробный разбор, анализ того, как складываются отношения в группе. Обсуждение с подростком (чаще всего, такая проблема проявляется все-таки не у ребенка, а у подростка уже) его собственного отношения к себе, самооценки . За что он уважает себя сам? Что могли бы разглядеть в нем остальные? Эти качества можно и нужно развивать, на них нужно опираться. Негативным выходом из этой ситуации могут стать наркотики или алкоголь – как попытка раскрыть свои скрытые таланты или эскапизма.
Потребность в самореализации
И, наконец, пятая ступень пирамиды потребностей – это потребность в самореализации. Если эта потребность неудовлетворена, человеку становится скучно. Ему незачем вставать по утрам, он механически выполняет то, что от него требуется. А иногда и перестает в какой-то момент выполнять то, что общество от него требует, потому что не видит смысла в том, чтобы делать это. В этом случае также мы часто можем встретить проблему зависимости – как способа получить эмоции в этой лишенной смысла и других эмоций жизни. Часто встречается также экстремальное поведение (зацеперы, экстремальные виды спорта) – также как способ почувствовать хоть какой-то вкус жизни.
Как мы можем помочь человеку в этом случае? Конечно, это не просто – помочь найти смысл жизни. Но в этот момент важно не навязывать свои смыслы человеку или предлагать жить для другого (посмотри, как страдает твоя мама), потому что даже если это сработает, то на пару дней. Важно много времени потратить на сопровождение подростка по вселенной его смыслов а его личном поиске. Помочь ему определить, с чем он хочет связать свою жизнь. И что важно лично для него.
Что еще важно знать?
В заключение важно отметить, что наряду с основной психологической работой с ребенком и подростком обязательно должна проводиться работа с родителями, желательно взаимодействие с другими социальными службами. К примеру, если речь идет о зависимости, обязательно нужно сопровождение психиатра, возможно нахождение какое-то время с специальном реабилитационном центре. Если речь идет о школьных прогулах, важна работа с учителями и администрацией школы для обеспечения благоприятной обстановки для ученика после его возвращения в школу. Именно такой комплексный подход обеспечивает долгосрочную эффективность психологической работы с ребенком или подростком, проявляющим нежелательное поведение.
Также важно отметить, что основа работы с таким подростком – это принимающая позиция по отношению к подростку. Не обвиняющая позиция взрослого, который знает, как надо, иначе мы можем встретить пассивное или активное сопротивление. Но искреннее внимание к внутреннему миру подростка и желание услышать его чаяния, сомнения. И принятие его права на то, чтобы справляться с ситуацией. Мы выступаем лишь в качестве помогающего специалиста, который рядом и помогает ему разобраться в том, что происходит в его жизни.
Автор статьи - психолог, психотерапевт Строкова Светлана Сергеевна.