Самооценка - это степень значимости, которой наделяет человек свою личность. Она зависит от мнения окружающих и от субъективной оценки своих успехов и неудач.
Если человек часто переживает неудачи, самооценка может снизиться. Если ребенок сталкивается часто с негативными высказываниями в свой адрес, например, со стороны учителя или родителя, то он может интуитивно принять для себя мысль: что-то не так со мной. И самооценка снижается. Появляется неуверенность в себе. Например: «Петров, ну ты как всегда».
Стадии снижения самооценки у ребенка
- Стадия социально-желательной реакции на фрустрации. Ребенок переживает себя как неумеющего что-то делать. Учитель или родитель ему в этом случае может говорить: «Ты не умеешь, мог бы лучше, у тебя плохо получается». Ребенок на этой стадии испытывает неумение как собственную «плохость», никчемность. При этом есть еще вера в успех и желание исправить ситуацию. На этом этапе ребенок пытается оправдаться, иногда лжет. Конечно, на этом этапе взрослым очень важно сохранить самооценку, не самоутверждаться в собственной правоте.
- Стадия неверия в собственные силы. Установка у ребенка: «Я хотел бы быть хорошим, но вряд ли у меня это получится». То есть желание есть, мотивация тоже, но веры в собственные силы уже нет. Поведение может проявляться примерно такое: ребенок «в тени», пытается брать простые задачи, проявляет лояльность, желание помочь, но не претендует на большие заслуги.
- Стадия демотивации. «Я плохой, и что?» Идет обсеценивание того самого мнения значимых взрослых через систему психологической защиты. Уже нет ни мотивации, ни желания что-либо делать. Идет избегание деятельности. Ребенок может отказаться идти в школу. Или на уроке отказывается выполнять то, что скажет учитель, например, сдавать домашнюю работу или писать контрольную.
Как правило, именно на этой стадии взрослые начинают реагировать, потому что это самая «неудобная» стадия. Но на этой стадии тяжелее и дольше будет реабилитация. Если на первой стадии достаточно месяца работы с психологом, при условии единения с другими значимыми взрослыми. На второй стадии – до полугода. А на третьей стадии – от полугода.
Рекомендации взрослым, чтобы поднять самооценку ребенку
- 1. Предоставлять ребенку «аванс доверия». Речь о том, чтобы говорить и показывать ребенку: «Я верю в тебя». Это именно то, что ребенку не хватает. А тут кто-то в него поверил. И самооценка начинается повышаться. Можно разговаривать с ребенком примерно в таком ключе: «Я знаю, что у тебя получится. Это сейчас у тебя не получилось. Может, это временная ситуация. Поэтому давай подумаем, что у тебя лучше получается. В чем ты силен. Какие есть ресурсы у тебя».
- 2. Не сравнивать ребенка с другими. Лучше сравнивать с самим же собой. «Раньше не мог, а теперь у тебя это получается. И даже если ошибся – это как точка роста, теперь ты знаешь, как не нужно, у тебя есть опыт теперь, что так делать не нужно».
- 3. Постановка реальных целей и задач. Высокие требования при низкой самооценке не помогут. Если мы много ждем от ребенка, тогда это больше говорит не о ребенке, а о нас самих. Почему нам так важно, если ребенок это не сделает? Не пытаемся ли мы свою самооценку повысить? Завышенные требования к ребенку становятся непосильной задачей для него. Нужно дать ребенку немного форы, чтобы он почувствовал, что у него получается.
- 4. Избегать стигматизации, ярлыков. Когда мы навешиваем ярлык, у человека мало альтернатив. Либо доказывать, что я хороший, либо согласиться и поддерживать ореол нехорошего. И человек не замечает уже чего-то, что не подходит под этот ярлык. Он уже воспринимает себя таким образом, и от него очень сложно «отойти». И поэтому изменить что-то тоже будет сложно.
- 5. Важна единая позиция взрослых – «педагогический альянс». Важна последовательность в своем поведении у взрослых, согласованность их поведения. Важно, чтобы у взрослых было стабильное отношение к ребенку. Чтобы не был эмоциональный фон, как на качелях: «То ты мне нравишься, то ты мне не нравишься». Когда взрослый ненадежен, непредсказуем, ребенок полагается на себя, но при этом перестает взаимодействовать адекватно со взрослым.
Так как все же повысить самооценку ребенку?
Во-первых, постарайтесь определить, на какой из трех стадий находится сейчас Ваш ребенок.
Важно замечать, когда ребенок начинает придумывать оправдания, перестает ставить себе сложные задачи. Даже если ребенок находится на первой стадии снижения самооценки, уже важно реагировать в описанном ключе.
Во-вторых, если Вы замечаете, что ситуация не меняется, а рекомендации не помогают, значит, пришло время обратиться к специалисту. Психологи нашего центра оперативно и очень эффективно помогают детям и взрослым. Не стесняйтесь обратиться за помощью. Чем раньше Вы это сделаете, тем «моложе» возникшая проблема. А значит, понадобится меньше времени и психологических консультаций, чтобы ее исправить.
И, наконец, в-третьих, старайтесь соблюдать данные рекомендации, даже если Вы думаете, что у ребенка нет проблем с самооценкой. Это очень поможет ребенку таких проблем не иметь ни в детском, ни во взрослом возрасте.
Автор статьи - психолог, психотерапевт Строкова Светлана Сергеевна.