Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Бывают такие запросы к психологу, когда родители обращаются, потому что ребенок ворует деньги.

Бывает, что ворует только у родителей. А бывает, что начинает подворовывать, пока никто не видит, например, в школьной раздевалке. Или, был случай, у репетитора, пока она отошла в туалет, взял ребенок из сумочки определенную сумму денег – не все, что было, а только так, чтобы хватило на свои потребности.

Я спрашиваю ребенка: «Зачем ты взял? Ты же знал, что нельзя». Конечно, поначалу ребенок молчит. Об этом, вообще, не очень-то охота разговаривать. Тем более, когда ребенок это делает, он наивно полагает, что никто и не заметит пропажи. Через некоторое время ребенок «раскрывается», и эту тему мы начинаем обсуждать.

И часто выясняется, что у таких детей нет понимания о том, что такое деньги, как их тратить, как их получить. Представление о деньгах у них достаточно расплывчатое, ну да, есть деньги, на них что-то можно купить. Откуда я их могу взять? У родителей. А если не дают? Непонятно. Кто-то терпит, кто-то берет тайком. Кто-то забирает сдачу, когда посылают в магазин.

Объединяет детей, которые берут деньги без спроса, как правило, одно: они не знают, как могут получить деньги, а если знают, то предложенными способами не хотят. И все это идет от отсутствия опыта в обращении с деньгами. Опыт обращения с деньгами дают так называемые «карманные» деньги, то есть небольшая сумма, которой ребенок может распоряжаться. В каждой семье по-своему решается вопрос о том, как и в каких количествах выдавать карманные деньги.

Но есть несколько важных правил, которые стоит соблюдать при выдаче карманных денег:

  • Правила выдачи денег должны быть понятны как родителям, так и ребенку. Если ребенок не знает, когда и при каких условиях он может получить деньги, он может начать придумывать самому эти деньги «доставать». У меня есть один знакомый мальчик, который выбрал очень социально безопасный способ «доставать» деньги, если их не хватает. Он их находит. Просто очень внимательно смотрит под ноги, когда гуляет, и иногда ему «улыбается удача». Но не каждый ребенок удовольствуется этим способом. Поэтому родителям стоит продумать, могут ли они достаточно регулярно выдавать определенную сумму денег (например, 100 рублей раз в неделю), при каких условиях эта договоренность соблюдается (например, если ребенок выполняет все обязанности по дому, делает домашние задания без напоминаний и т.д.). После обсуждения всех условий выдачи денег между собой, родителями, надо рассказать ребенку о том, когда и как он сможет получить деньги.
  • Карманных денег не должно быть очень много. В каждой семье свои возможности. Я знаю семью, где ребенок получает 100 рублей раз в месяц, а знаю семью, где каждую неделю выдается по 1000 рублей. Но важно, чтобы регулярно выдаваемая сумма на карманные расходы не была очень большой. Чтобы эта сумма была действительно на «карманные» расходы, а не на то, чтобы каждый день весь класс кормить пиццей. Иначе появляется ощущение превосходства над другими детьми, велик риск, что ребенок начнет «покупать друзей», иерархия ценностей у него выстроится неправильно. Чтобы грамотно определить возможную сумму, продумайте, сколько Вы без особых потерь для семейного бюджета можете выдавать ребенку, скажем, еженедельно, какие у него могут быть реальные расходы. Важно, чтобы именно родители определяли эту сумму, а не ребенок.
  • Определите круг расходов, на которые будут идти карманные деньги и общие деньги, то есть бюджет семьи. При наличии карманных денег у ребенка будете ли Вы покупать ему шоколадку в магазине каждый раз, когда он попросит? И вообще, будете ли покупать что-то сверх необходимости? Какие категории расходов с карманными деньгами автоматически перейдут на «плечи» ребенка? Позвольте ребенку самому где-то экономить на булочках, зато накопить на «крутой» самокат. Обсуждайте с ребенком возможные траты, но позвольте ему брать на себя ответственность и самому решать какие-то вопросы. Если ребенок «свои деньги» будет копить на большую покупку, а Вы по-прежнему будете покупать ему все, что он ни попросит, идея «карманных» денег рушится сама собой.
  • Поощряйте идеи «больших» покупок – это воспитывает волю, умение ждать, игнорируя сиюминутные желания. Говорите с ребенком о его «большой» покупке, как он будет рад, когда сам, без посторонней помощи, сможет купить то, что так хочет. Помогайте ребенку учиться считать и распоряжаться тем бюджетом, который у него есть.

Умение распоряжаться деньгами – это такая же часть нашей реальности, как, например, привычка здороваться с людьми при встрече. И если не воспитывать это умение с детства, то в дальнейшем уже подросший человек почувствует себя несколько растерянным, не сможет адекватно действовать в условиях, когда у него появится возможность или по крайней мере желание распоряжаться деньгами. И в этот момент он может совершить много ошибок, которые могут надолго заклеймить его в глазах других. Именно поэтому важно не избегать темы денег, а честно разговаривать о них, о возможностях семейного бюджета, а тех решениях, которые принимают взрослые. Все это помогает ребенку понять ценность денег и принципы распоряжаться ими.

Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.

Статья напечатана в журнале "Квадратик" № 3 июнь-июль 2019 г.