Школьные годы чудесные

Школьные годы чудесные

 «Я не понимаю, кто больше устает от школы: я или мой сын» - делится со мной одна мама. И это общая ситуация, характерная для многих семей. Мамы-папы и уговаривают, и заинтересовывают, и ругают, и помогают, и договариваются, и что только не делают, чтобы преодолеть тернистый путь к знаниям совместно со своим ребенком. И ужасно от этого устают.

Почему это так тяжело?

Низкая мотивация к учебе в школе. Школа как огромный общественный институт просто не успевает адаптироваться к современным требованиям. Сакральность передаваемых ею знаний не так актуальна, когда можно сказать «OK, google». Соответственно, падает мотивация к заучиванию этих знаний. И вдохновить на изучение предмета вроде как должен учитель, «двойка» или родитель.
Реформы и загруженность. Мы живем в эпоху перемен в сфере образования. А учителя – тоже люди. Успевать подготовиться к урокам, проверить тетради, сделать презентацию материала, заполнить электронный журнал, а также всю отчетность – дело нелегкое. Особенно, когда каждый день все новое. Сегодня одна форма отчетности, завтра – другая. А необходимость ежедневно заполнять электронный журнал – это, вообще, стресс, который не все еще пережили. И к которому не все приспособились. У учеников свое плотное расписание, которое тоже не дает расслабиться. А когда все участники образовательного процесса в стрессе, формальное порой заменяет содержательную часть, а образование становится тяжким и для одной стороны, и для другой.
Тревога. Тревога пронизывает всю систему образования. Общая необходимость показать лучший результат на ЕГЭ невротизирует как сотрудников школы, так и учеников, не говоря уже об их родителях. Начиная с младших классов все усиленно готовятся к ЕГЭ. И все боятся, что результат не покажут, подгоняют и натренировывают. Учителей постоянно проверяют, экзаменуют и переатестовывают, что, конечно, не добавляет им спокойствия, и как следствие, ученикам тоже. 

Что же делать нам, простым людям?

Принять, что мы живем в эпоху перемен.
Есть такая психологическая игра, в которую я, как правило, играю с подростками во время тренингов. Она помогает расширить взгляд на ситуацию, найти ее позитивные и негативные аспекты. Надо сказать любое предложение, а затем объяснить, в чем его позитивный и негативный смысл. Например: «Сейчас идет дождь, и это плохо, потому что.. и это хорошо, потому что…» Так вот, мы живем в кризисное время, и это плохо, потому что все изменяется, а мы не успеваем адаптироваться, мы постоянно в стрессе, а с этим жить тяжело. Мы живем в кризисное время , и это хорошо, потому что мы можем сами выстраивать условия своего существования, это интересно. То есть сложившаяся в системе образования ситуация субъективно переживается тяжело, но дает много возможностей для творчества и развития. И это ситуацию полезно переживать как некий «challenge», ситуацию, помогающую стать лучше.


Поддерживать и помогать
Нам, родителям - поддерживать своих детей , помогать им осмыслить и пережить свой опыт, как позитивный, так и негативный. Помогать осознать их позицию относительно учебы, найти в ней личные смыслы помимо сдачи ЕГЭ. Смотреть на ситуацию учебы шире, переживать учебу как познание мира, ориентироваться на процессуальную его составляющую. Школа – это лишь часть обучения, и не во всем она успевает за теми актуальными задачами, которые перед нами ставит мир. При этом школа и дает очень многое, и от школьных лет можно и нужно получать много полезного.
Развивать другие навыки, которые будут помогать быть успешным в школе
В современном мире не обязательно запоминать большие массивы данных. Требуется другое: быстрое умение найти информацию, ее анализировать и обработать. Нужны навыки общения на иностранном языке, умения заинтересовать, работать в команде, организовывать людей. Нужно умение планировать и регулировать не только действия других, но прежде всего, свои собственные, учиться ставить цели и достигать их. Прислушиваться к себе, формировать свое мнение, аргументировать его, вписывать в ситуативный контекст, соотносить с мнением других людей .
Именно эти жизненные навыки будут помогать легче и эффективнее учиться в школе, а в дальнейшем – достигать успехов в профессиональной области.

Чему же надо научиться?

Во-первых, планировать свое время. Составлять план дня, план подготовки к экзаменам, даже план на жизнь.
Во-вторых, учиться действовать в соответствии с запланированным. Это повышает саморегуляцию, развивает волю.
В-третьих, учиться общаться: договариваться, решать конфликты конструктивно, учиться организовывать не только себя, но и других.
И, наконец, повышать самосознание: понимать смысл своих поступков, учиться конструировать их последствия, быть честным с самим собой, рефлексировать. Этому помогают терпеливые, длинные и честные разговоры с родителями, а также групповые психологические тренинговые занятия .
Именно это позволяет быть успешным не только в школе, но и в жизни. Постепенно развивая самосознание, умение планировать, договариваться, ответственность за свои действия, за свою учебу, рождается активная личностная позиция, которая и обеспечивает путь к успеху, а заодно и «школьную лямку» делает менее тяжелой.
___
Статья была опубликована в 4 номере журнала «Квадратик» от 2018г. Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.

Комментарии:

Обсуждение закрыто.