Жизнь с ребенком с РАС (расстройством аутистического спектра) может быть трудной. Но чтобы улучшить качество жизни и ребенка, и родителя, стоит соблюдать несколько важный правил, о которых мы расскажем в этой статье.
Как организовать наиболее комфортные условия родителям с детьми с расстройствами аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра – это особое психическое развитие, проявляющееся в особенностях общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения. К расстройствам аутистического спектра (далее - РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство.
В настоящее время окончательно отвергнута точка зрения на аутизм, как на нарушение, при котором у человека отсутствует желание общаться или сознательный отказ от взаимодействия с окружающими. Многочисленные психологические исследования, наблюдения педагогов, родителей - показали, что аутичные дети не только хотят быть вместе с людьми, но и могут сильно привязываться к ним. Проблема аутичного ребенка в том, что он хочет, но не может и не умеет общаться и взаимодействовать с окружающими обычными общепринятыми способами.
Посмотреть видео о случае работы с аутичным ребенком можно по ссылке .
Жизненное пространство ребенка с РАС
Жизненное пространство аутичного ребенка требует специальной организации. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает не только образовательную, но и особую терапевтическую значимость.
Условия самоизоляции во время пандемии можно сравнить с полетом в космос, где квартира — капсула космического корабля, а домочадцы — члены экипажа. Будет ли полет комфортным? Во многом, это зависит от настроя и от того, как адаптируются члены семьи.
Главная задача родителей и других взрослых – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.
Жизнь с ребенком с РАС: что нужно делать?
Необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование взрослых и детей, в том числе с РАС.
Бытовая изоляция в условиях эпидемии может стать не проблемой и опасностью, а уникальной возможностью сделать то, на что в обычной ежедневной рутине не было времени и сил. Фокус внимания перемещается из внешнего мира вовнутрь.
Переживания родителей аутичного ребенка связаны с потерей отработанных маршрутов прогулок, привычных мест препровождения. Со страхами, что после окончания времени самоизоляции придется восстанавливать жизненное пространство заново.
Ребенку в изоляции приходится столкнуться еще с одной проблемой, которая называется «сужение сенсорного поля» — отсутствие привычного потока ощущений.
Стоит попробовать восполнить данную проблему новыми ощущениями: новой непривычной пищей, например. Новыми обязанностями: перебирать гречку, раскладывать столовые приборы, вырастить лук на подоконнике, или научиться рисовать с помощью незнакомых материалов…
Заменить привычные, закрепленные, успокаивающие маршруты прогулок онлайн экскурсиями .
Рекомендации родителям детей с расстройством аутистического спектра дает в этом видео наш специалист клинический психолог.
Эмоциональное насыщение
Включите в сопровождение режимных моментов классическую или релаксационную музыку.
Еще один эффект изоляции на физическом уровне — это гиподинамия. Поэтому основной способ психологической самоподдержки всех членов семьи — это физкультура. Поэтому не пренебрегайте домашней физкультурой, рассматривайте ее как вклад не только в физическое здоровье, но и в психологическое. Физкультурный режимный момент в одно и то же время для ребенка, обязательно принесет свой терапевтический результат.
Для решения проблемы зрительной депривации вполне подойдут интернет-ресурсы: красивые природные фото, научные мини-фильмы (по возрасту) и т.п.
Если у ребенка при смене «привычных декораций» появляется страх, то при постепенном режимном обживании нового «пространства» (например, интернет, новые действия и т.п.), острота будет уходить. Старайтесь закреплять положительные эмоции.
Жизнь с ребенком с РАС зависит во многом от нас самих
Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Не стоит пренебрегать новыми знакомствами. И здесь вполне подойдет налаженное дистанционное онлайн общение с родными, друзьями и их детьми. Помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Говоря о духовном росте после долговременной изоляции, когда мелочи уходят на второй план, начинаешь ценить то, что имеешь. Особенно, близких людей.
Планируя действия во время вынужденной изоляции, в результате можно выйти с большим багажом новоприобретений.
Перспективы развития ребенка с РАС могут быть очень позитивными. Почитать статью и посмотреть видео об этом можно на нашем сайте по этой ссылке .
Всем психологического благополучия!
Автор статьи - клинический психолог, нейропсихолог
Юршина В.В.