Карантин с ребенком с аутизмом (РАС): как организовать время и пространство

Карантин с ребенком с аутизмом (РАС): как организовать время и пространство

Как организовать наиболее комфортные условия в самоизоляции родителям с детьми с расстройствами аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра – это особое психическое развитие, проявляющееся в особенностях общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения. К расстройствам аутистического спектра (далее - РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство.

В настоящее время окончательно отвергнута точка зрения на аутизм, как на нарушение, при котором у человека отсутствует желание общаться или сознательный отказ от взаимодействия с окружающими. Многочисленные психологические исследования, наблюдения педагогов, родителей - показали, что аутичные дети не только хотят быть вместе с людьми, но и могут сильно привязываться к ним. Проблема аутичного ребенка в том, что он хочет, но не может и не умеет общаться и взаимодействовать с окружающими обычными общепринятыми способами.

Жизненное пространство ребенка с РАС

Жизненное пространство аутичного ребенка требует специальной организации. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает не только образовательную, но и особую терапевтическую значимость.

Условия самоизоляции можно сравнить с полетом в космос, где квартира — капсула космического корабля, а домочадцы — члены экипажа. Будет ли полет комфортным? Во многом, это зависит от настроя и от того, как адаптируются члены семьи.

Главная задача родителей и других взрослых – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.

Что нужно делать?


Необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование взрослых и детей, в том числе с РАС.

Бытовая изоляция в условиях эпидемии может стать не проблемой и опасностью, а уникальной возможностью сделать то, на что в обычной ежедневной рутине не было времени и сил. Фокус внимания перемещается из внешнего мира вовнутрь.

Переживания родителей аутичного ребенка связаны с потерей отработанных маршрутов прогулок, привычных мест препровождения. Со страхами, что после окончания времени самоизоляции придется восстанавливать жизненное пространство заново.

Ребенку в изоляции приходится столкнуться еще с одной проблемой, которая называется  «сужение сенсорного поля»  — отсутствие привычного потока ощущений.

Стоит попробовать восполнить данную проблему новыми ощущениями: новой непривычной пищей, например. Новыми обязанностями: перебирать гречку, раскладывать столовые приборы, вырастить лук на подоконнике, или научиться рисовать с помощью незнакомых материалов…

Заменить привычные, закрепленные, успокаивающие маршруты прогулок онлайн экскурсиями .

Включите в сопровождение режимных моментов классическую или релаксационную музыку.

Еще один эффект изоляции на физическом уровне — это гиподинамия. Поэтому основной способ психологической самоподдержки всех членов семьи — это физкультура. Поэтому не пренебрегайте домашней физкультурой, рассматривайте ее как вклад не только в физическое здоровье, но и в психологическое. Физкультурный режимный момент в одно и то же время для ребенка, обязательно принесет свой терапевтический результат.

Для решения проблемы зрительной депривации вполне подойдут интернет-ресурсы: красивые природные фото, научные мини-фильмы (по возрасту) и т.п.

Если у ребенка при смене «привычных декораций» появляется страх, то при постепенном режимном обживании нового «пространства» (например, интернет, новые действия и т.п.), острота будет уходить. Старайтесь закреплять положительные эмоции.

Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Не стоит пренебрегать новыми знакомствами. И здесь вполне подойдет налаженное дистанционное онлайн общение с родными, друзьями и их детьми. Помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Говоря о духовном росте после долговременной изоляции, когда мелочи уходят на второй план, начинаешь ценить то, что имеешь. Особенно, близких людей.

Планируя действия во время вынужденной изоляции, в результате можно выйти с большим багажом новоприобретений.

Всем психологического благополучия!

Автор статьи - клинический психолог, нейропсихолог

Юршина В.В.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о